Описание языка BPMN

 

Ниже приведено описание элементов языка BPMN, поддерживаемых средой моделирования QReal:BP.

Действия (Activities)

Задание (Task) - обозначает элементарное действие в процессе, исполняемое человеком или системой исполнения бизнес-процессов. Имеет свойство Text, отображаемое в виде надписи внутри элемента.

Задание

Подпроцесс (Subprocess) - составное действие внутри процесса, само также являющееся бизнес-процессом. Подробнее о подпроцессах см. Создание подпроцессов. Подпроцесс также имеет свойство Text, отображаемое под элементом.

Подпроцесс

События (Events)

Начальное событие (Start Event) - описывает способ инициации процесса. Имеет следующие свойства:

  • Type - тип события:
    • None (Простое) - нетипизированное событие. Означает, что процесс был кем-либо инициирован.
    • Timer (Таймер) - процесс начинается по наступлению какого-то времени или даты.
    • Message (Сообщение) - процесс начинается по получении сообщения.
    • Conditional (Условие) - процесс начинается при наступлении какого-либо условия.
    • Multiple (Составное) - означает, что процесс может быть начат по наступлении любого события из нескольких.
  • Text - отображается в виде текста под элементом.

Начальное событие

Промежуточное событие (Intermediate Event) - описывает какое-либо происшествие, которое может случиться во время выполнения процесса. Имеет следующие свойства:

  • Type - тип события:
    • None (Простое) - нетипизированное событие. Не несёт какой-либо дополнительной информации о событии.
    • Receive Message (Получение сообщения) - моделирует получение сообщения.
    • Send Message (Отправка сообщения) - моделирует отправку сообщения одним участником процесса другому.
    • Timer (Таймер) - моделирует истечение какого-либо срока либо наступление конкретной даты или времени.
    • Conditional (Условие) - событие происходит при выполнении некоторого условия.
    • Multiple (Составное) - наступление одного события из нескольких.
  • Text - отображается в виде текста под элементом.

Промежуточное событие

Завершающее событие (End Event) - описывает способ завершения процесса. Имеет следующие свойства:

  • Type - тип события:
    • None (Простое) - завершение процесса без каких-либо дополнительных действий.
    • Send Message (Отправка сообщения) - процесс завершается отправкой сообщения.
  • Text - отображается в виде текста под элементом.

Завершающее событие

Соединяющие объекты (Flow objects)

Поток управления (Sequence Flow) - направление стрелки обозначает порядок выполнения действий. Имеет свойство Text, отображаемое в виде текста на стрелке.

Поток управления

Развилки (Gateways)

Развилка (Gateway) - представляет собой точку принятия решения в процессе. С помощью развилок моделируются ветвление и параллельное исполнение потоков управления. Имеет следующие свойства:

  • Type - тип развилки:
    • Исключающее "или", управляемое данными (Exclusive (Data Based)) - поток управления направляется вдоль одной из исходящих ветвей в зависимости от выполнения какого-либо условия.
    • Исключающее "или", управляемое событиями (Exclusive (Event Based)) - поток управления направляется вдоль той из исходящих ветвей, на которой первой произошло событие.
    • Включающее "или" (Inclusive) - активизирует одну или более исходящих ветвей.
    • Параллельная (Parallel) - разделяет поток управления на несколько параллельных ветвей. Может использоваться для синхронизации параллельных потоков управления.
  • Text - текст, отображаемый под элементом.

Развилка

Роли (Swimlanes)

Пул (Pool) - представляет собой участника процесса. Может содержать внутри себя одну или несколько дорожек. Имеет свойство Text, изображённое в виде вертикально направленного текста в левой части элемента.

Пул

Дорожка (Lane) - представляет собой роль внутри участника процесса. Содержит в себе элементы потока управления. Имеет свойство Text, изображённое в виде вертикально направленного текста в левой части элемента.

Дорожка